Управление древностей Египта наконец-то утвердило проект по строительству, а точнее, возрождению Александрийского маяка — одного из семи чудес света, разрушенного в XIV веке сильнейшим землетрясением. Маяк планируют построить рядом с его историческим местоположением на острове Форос. Причем это будет не муляж, вроде тех, что Голливуд использует для съемок фильмов, не подделка, выполненная из современных, высокотехнологичных материалов, а точная копия величайшего сооружения древности. Чтобы маяк смог обрести былое величие, его решено строить по технологии древних, из каменных блоков весом 75 тонн каждый.

ИМЯ, ОСТАВШЕЕСЯ В ВЕКАХ
В свое время маяк, вершину которого венчала статуя Зевса, был гордостью целого региона. До появления Александрийского маяка на Форосе история не знала примеров, когда сооружение, имевшее, казалось бы, чисто техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже религиозного поклонения.
Чудо-маяк был построен по приказу царя Птолемея I в III веке до н. э. И почти тысячу лет форосское чудо света указывало путь морякам, следовавшим в Александрию. Но в 700 году н. э. мощнейшее землетрясение частично разрушило маяк, а еще один мощный удар подземной стихии, последовавший 600 лет спустя, окончательно превратил его в руины.
Одно хорошо — история сохранила имя создателя Форосского маяка. Совершенно случайно на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей». Надпись сохранилась благодаря находчивости древнего архитектора: он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта. С течением времени штукатурка обвалилась, а имя строителя осталось в веках…
ДЛЯ БОРЬБЫ С ТЕМНЫМИ СИЛАМИ
История всех маяков мира началась с обычного костра на берегу. Проводив любимого в плавание, верная подруга в ненастье поднималась на скалу, чтобы разжечь огонь и указать путь мореходу. Взлетая высоко вверх, языки пламени освещали путь судам, блуждавшим в кромешной тьме, когда море сливалось с небом. Поддерживая огонь, женщины молили богов о том, чтобы мужчины увидели свет именно их костра: молитвы создавали прочную энергетическую связь с мореходами. Это было принципиально важно — ведь на скалистом берегу мог сиять и другой огонек, зажженный черной душой!
Прислужники темных сил время от времени водружали на спины животных фонари и пускали тех бродить между скал. Если кормчий брал курс на этот блуждающий огонь, то судно неизбежно разбивалось о прибрежные скалы.
Для борьбы с темными силами древние греки за тысячу лет до нашей эры стали строить на скалистом побережье Эгейского моря маяки: каменные башни, на самой вершине которых в ненастье горел костер. Башни обязательно венчали статуи богов: бессмертные небожители сами подавали знак судоходам и карали тех, кто обманом заманивал путников на утесы.
АРТЕФАКТЫ, СОХРАНЕННЫЕ МОРЕМ
Всех, видевших Александрийский маяк, приводили в восторг украшавшие его женские фигуры из позолоченной бронзы, которые время от времени «оживали». Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы, созданные механиком Героном.
Одни фигуры показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы управляли большими водяными часами — клепсидрами. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог прекрасная эллинка, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.
Рухнул маяк — и море поглотило все фантастические фигуры. Но, к счастью, не уничтожило: современным исследователям глубин удалось разыскать на дне обломки маяка и практически не пострадавшие статуи, будто они не пролежали под толщей воды многие века. Эти уникальные находки и позволили составить весьма точную картину погибшего чуда света.
Маяк был трехэтажным сооружением: первый этаж — 60-метровая призма, украшенная огромными фигурами Тритона по углам, — служил основанием для 40-метровой восьмигранной призмы, которая в свою очередь была основанием для цилиндрической колоннады высотой 27 метров, на вершине которой и зажигался спасительный сигнальный огонь. Таких колонн Древний мир еще не знал. Колоннаду венчал купол, на котором стояла 7-метровая статуя Зевса: царь богов устанавливал порядок на главном пересечении морских путей.